УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ

Решение о праздновании Пасхи было принято на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году. С предложением рассмотреть вопрос о дате празднования Пасхи выступил святой равноапостольный император Константин. Он считал, что необходимо выработать собственные правила вычисления для установления дат празднования Пасхи.

Сейчас нельзя точно определить, какого именно числа произошло событие Воскресения. Опираясь на евангельские данные, можно с уверенностью сказать только одно: по иудейскому календарю Христос был распят в пятницу 14 дня первого весеннего месяца Нисана, а воскрес в «первый день недели», 16 дня Нисана. То есть Христос воскрес на следующий день после субботы.

По правилу I Вселенского Собора днём празднования Пасхи является первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Чтобы не возникало споров по поводу того, какое полнолуние считать первым весенним (пасхальным), было решено считать границей, отделяющей весну от зимы, день весеннего равноденствия.

Для отцов I Вселенского Собора, прежде всего, было важным единство и согласие в Церкви, а не строгие астрономические выкладки. Главным было желание праздновать Пасху всем православным Церквам в один день.

Разница Римской и Александрийской пасхалий заключалась в дате весеннего равноденствия (18 и 21 марта в Риме и Александрии соответственно), цикле, который лежал в основании пасхалии (8- и 19-летний цикл) и пасхальных границах, то есть предельных датах празднования Пасхи. Поэтому она совершалась на Западе в промежуток времени с 20 марта по 21 апреля, а на Востоке – в течение 35 дней с 22 марта по 25 апреля.

На первый взгляд эти расхождения являются несущественными, однако на практике они были очень ощутимыми. Так, уже через год после I Вселенского Собора Александрия и Рим совершали Пасху в разные дни, а именно 3 и 10 апреля соответственно. Никто не хотел отказываться от своих таблиц, поэтому единство пытались достигнуть путём взаимных уступок.

Огромную роль сыграл святой Афанасий Александрийский. На Сердикском Соборе в 342 году он совместно с римлянами выработал «компромиссную» пасхалию на 50 лет, в которой дата каждого года оговаривалась отдельно и являлась результатом соглашения между двумя сторонами. Две пасхалии параллельно сосуществовали в течение почти 500 лет.

То, что римская практика в конце концов была вытеснена александрийской объясняется неточностью римской пасхалии. После Собора прошло несколько веков, прежде чем александрийцы многочисленными увещеваниями смогли убедить Запад в необходимости принять их пасхалическую систему.

Единство празднования Пасхи, было нарушено в 1582 году реформой папы Григория XIII. Говоря о ней, необходимо помнить, что она была прежде всего реформой пасхалии, изменение же календаря – лишь следствие, хотя именно оно наиболее ощутимо в нашей повседневной жизни.

Реформа календаря была реализована таким образом, что были «выброшены» десять дней, и после 4 октября шло сразу 15 октября. Были восстановлены те астрономические реалии, которые лежали в основе александрийской пасхалии – 21 марта в качестве даты весеннего равноденствия и пасхальные границы 22 марта – 25 апреля. Однако для этого были предприняты изменения, разрушившие структуру 532-летней александрийской пасхалии.

Самой важной причиной неизменности границ православной пасхалии является следующая: чтобы наша Пасха всегда была после иудейской. Напротив, за одно столетие (с 1850 по 1950 год) католическая Пасха пятнадцать раз наступала прежде еврейской.

Вследствие того, что такое именно определённое стечение времён, как при страдании Спасителя, не может сходится вместе, то мы, говоря словами Иоанна Златоуста «совершая лишь подражание истинной Пасхе, сводим к одному месту определённые времена настолько, чтобы достигнуть сходства в пределах возможного, оставляя точное установление их первообразу – Пасхе Спасителя».

Протоиерей Александр Орлов
«Духовная нива» – 2024, №2 (126). С. 4

2022-2024 © Cтудия дизайна «VoltStudio». Все права защищены