ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ РОЖДЕСТВА
День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего это событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным: «Я возвещаю вам, – говорит Ангел вифлеемским пастухам, – великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях». И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
Православная Церковь о величии праздника Рождества Христова возглашает: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе».
Каноническая иконография Рождества Христова окончательно сформировалась в Византии примерно к IX-X векам и раскрывает тайну рождения Спасителя. Центр иконы занимает изображение пещеры с лежащим в яслях Богомладенцем Иисусом. На него указывает луч звезды, спускающейся с небес, а вокруг выстраиваются все персонажи иконы. На красном ложе по диагонали лежит Богородица. Иосиф Обручник, ангелы, пастухи, волхвы, повитухи расположены по краям иконы. В иконописи такое расположение говорит о единстве персонажей. Отрицательные персонажи в иконах изображаются крайне редко. Достаточно редко встречаются изображения, посвящённые дальнейшим событиям после Рождества Христова. «Бегство в Египет» и «Избиение младенцев» – самостоятельные иконы и как клеймы не часто присутствуют на иконе Рождества.
Клеймо «Избиение младенцев» всегда располагается в нижнем углу иконы. Здесь царь Ирод вопрошающий книжников и мудрецов, которые держат в руках книги с пророчествами о рождении Христа (Мф. 2:4). Рядом – избиение младенцев. Посередине этой сцены – матери, ищущие своих детей среди множества убитых младенцев, головы которых в несколько рядов изображены на первом плане. Над этой сценой, слева, на фоне города – группа плачущих матерей: «Глас в Раме слышан бысть плач и рыдание и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть» (Мф. 2:18). Непременно изображаются все те, кто избежал смерти в момент избиения младенцев или пострадал до смерти. Праведная Елизавета с младенцем Иоанном Предтечей на руках, скрывающаяся в расселине горы от преследующего её воина: «Елисавет же, вземши Иоанна, камень моляше, глаголющи: приими матерь с чадом. Гора прият Предтечу...» Рядом изображена мать, прячущая под деревом спеленутого младенца с нимбом. Над этой сценой ставят надпись: «Нафанаил лежащ под смоковницею». Святые пророк Иоанн Предчета и апостол Нафанаил избежали смерти в момент избиения младенцев.
В нижнем углу иконы сцена убиение пророка Захарии – отеца Иоанна Крестителя и супруга праведной Елисаветы. Пророк был убит в момент избиения младенцев между храмом и жертвенником по приказу Ирода за то, что не открыл его слугам место убежища младенца Иоанна Предтечи, которого Ирод принял за родившегося Царя Иудейского. Невинные младенцы (количеством 14 тысяч) вместе с пророком Захарием первые пострадали за родившегося Спасителя мира.
По Промыслу Божию, после Крестной Жертвы Спасителя страдания за Него становятся для человека свидетельством веры. Ведь по-гречески «мученик» – «свидетель». За страдания и мученическую кончину Вифлеемские младенцы обрели блаженную вечность, наследовали себе вечную жизнь в сонме Ангелов. Для них страдания были той таинственной дверью, которая привела их в Царство Небесное.
Участь тех, кто убивал и продолжает убивать невинных младенцев, соответственна содеянному ими страшному злодеянию.
Священник Андрей Козырев
«Духовная нива» – 2024, №1 (125). С. 6
|