ВИФЛЕЕМСКИЕ МЛАДЕНЦЫ

11 января Православная церковь в чреде Рождественских, святочных дней вспоминает трагическое событие, повествование о котором мы читаем во второй главе Евангелия от Матфея. Царь Ирод приказал убить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях, таким образом, пытаясь избавиться от младенца Иисуса, которого с трепетом ожидал мир, и о котором возвещали ветхозаветные пророчества.

Когда пришло время совершения величайшего события – Воплощения Сына Божия и Рождения Его от Пресвятой Девы Марии, восточные волхвы увидели на небе новую звезду и направились в Иерусалим для поклонения Родившемуся, а звезда указывала им путь. Прибыв в город, они узнали от первосвященников, что Христос по пророчеству должен родиться в Вифлееме. Весть о волхвах достигла Ирода, и он просил мудрецов, чтобы они после поклонения рассказали ему о Родившемся Царе, чтобы и сам Ирод мог бы воздать Ему должную честь.

Однако, поклонившись Богомладенцу, волхвы не вернулись в Иерусалим к Ироду, получив откровение свыше, ушли в свою страну иным путём. Тогда Ирод понял, что замысел его найти Младенца не осуществился. Он приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и младше. Ирод рассчитывал, что среди убитых детей будет и Богомладенец, в Котором видел соперника. Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа.

Гнев Ирода обрушился и на Симеона Богоприимца, который всенародно свидетельствовал в храме о Родившемся Мессии. Когда святой старец скончался, Ирод не допустил, чтобы его достойно погребли. Но жестокость иудейского царя не осталась безнаказанной: его постигла лютая болезнь, и скончался он страшной смертью.

Впервые читая евангельские строки о Рождении Христа, и последовавших за тем событиях, мы не можем не ужаснуться тому факту, что столько детей было загублено жестоким и одержимым жаждой власти человеком. Но мы помним, что никакие страдания не остаются бессмысленными перед Богом. Об этом говорят и многочисленные свидетельства из Священного Писания, и примеры из жизни людей, страдающих в этом мире по тем или иным причинам.

Промысел Божий о человеке и мире направляет всё ко благу, но не всегда человеческому чувственному пониманию удаётся осознать, увидеть сразу этот замысел. А иногда и далёкие исторические примеры остаются для нас необъяснимыми с точки зрения оправданности страданий. Вифлеемские младенцы стали первыми мучениками за Христа, пролившими свою невинную кровь за Спасителя мира.

Хотя они стали мучениками бессознательно, но это произошло по Промыслу Божию. После Крестной Жертвы Спасителя страдания за Него становятся для человека свидетельством веры. У этих младенцев не было выбора – они ещё не осознали жизнь с её превратностями, ни у кого из них не спросили, выбирают ли они этот путь или нет. Но именно такой была их дорога к Богу.

Святитель Иоанн Златоуст говорил в своих трудах: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек – твой благодетель?» Здесь несколько медных монет – наша земная жизнь, которая рано или поздно заканчивается смертью, а золото – жизнь вечная.

Так, за несколько мгновений страданий и мучений младенцы обрели блаженную вечность, обрели то, чего святые достигали подвигами и трудами всей жизни. Вифлеемские младенцы наследовали себе вечную жизнь в сонме Ангелов. Для них страдания были той таинственной дверью, которая привела их в Царство Небесное.

И сегодня, вспоминая мученическую смерть Вифлеемских младенцев, мы должны ещё более ясно осознать, что детская жизнь очень хрупка и уязвима. Ребёнок полностью зависит от родительской любви и заботы, поэтому ответственность родителей за своих детей должна быть высокой. Но, к сожалению, мы видим, что жестокость по отношению к детям в современном мире приобретает поистине страшные формы.

Сегодня массовые убийства нерождённых младенцев стали едва ли не нормой. Общественная мораль и нравственность настолько утратили свою чуткость, что неродившемуся ребёнку отказывают в праве называться человеком. Православная Церковь неустанно призывает к проявлению любви к каждому, и не важно, появился он на свет или только собирается это сделать.

Подлинная вера, как душевное качество человека, чуждое декоративности, обязывает чувствовать не только обеспокоенность общими социальными вопросами, но и обращать внимание на жизненные моменты, когда эгоизм каждого из нас может ударить по хрупкому, внутреннему устроению детей. В погоне за иллюзорным счастьем материальных благ мы забываем уделять детям достаточно времени и внимания.

Божественный Учитель призывает христиан подражать детям в незлобии и открытости. (Мф. 18:3) Таким образом, традиционные ценности, в свете христианского учения, становятся естественными и понятными, освещая нас светом рождественского чуда среди мрака жестокости и злобы!

Священник Вадим Калямин
«Духовная нива» – 2024, №1 (125). С. 2,
7

2022-2024 © Cтудия дизайна «VoltStudio». Все права защищены