ЧТО ТАКОЕ ИКОНОКЛАЗМ

Вот уже 12 лет в православной школе «Рождество» издаётся литературный журнал «Лексикон». В майском номере этого года после изучения заключительной темы большого блока по средневековой иконописи, которая называется «Иконоклазм», восьмиклассники школы порассуждали о том, что же такое иконоборчество и как эта ересь в целом повлияла на мировую культуру?

* * *

В VIII веке в Византии произошёл конфликт из-за икон. В то время многие посчитали, что почитание икон неправильно. На то были свои причины.

Во-первых, по мнению иконоборцев, создание икон противоречит второй заповеди – «Не создавай себе кумира». А, как мы знаем, для православных заповедь – это закон. Нарушая заповедь, идёшь против веры, а значит и против Бога.

Вторая причина была связана с суеверием народа перед иконами. Их рассматривали как живых существ, разговаривали с ними, выставляли вместо крёстных для ребёнка.

Наконец, в-третьих, сказывались отношения с другими народами, имевшими другую религию, в частности с мусульманами, у которых почитание икон было запрещено.

В итоге стало казаться, что икона – это нечто нечистое, таящее в себе идола, сеющее раздор между народами и негативно влияющее на человека. И раз их создал человек, то это уход от истинной веры.

Так ли это на самом деле? У иконы и идола много различий. «Ибо честь воздаваемая образу восходит к первообразу. И поклоняющийся иконе поклоняется ипостасе изображённого на ней.

Икона – средство связи между человеком и Богом, а идол язычников – серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят, есть у них глаза, но не видят». Отсюда следует, что никакого противоречия со второй заповедью в иконе нет.

* * *

Иконоклазм. Это понятие зародилось в VIII веке. Иконоборчаство захватило большую часть православного мира.

В 730 году Византийский император Лев запретил почитание икон. Но почему? Одной из причин стала заповедь Моисея – не сотвори себе кумира. На тот момент люди действительно порой по невежеству своему почитали икону не как образ, а как идола.

Сказывался также политический фактор. На тот момент Византия старалась наладить отношения с мусульманским миром, а, как известно, в мусульманстве запрещено использовать образ человека.

Забегая вперед, скажу, что в 843 году император Феодор и патриарх Мефодий восстановили иконопочитание. С тех пор в дни Великого поста мы отмечаем Торжество православия.

Изучая историю возникновения иконоклазма, я задаю себе вопрос – что было бы сейчас с мировой культурой, если бы иконоборчество победило? Обратимся к визуальной культуре ислама, где икона была запрещена. В основном, это искусство орнамента. Из этого можно сделать вывод, что при отмене иконы и живопись не существовала бы в том виде, в котором она есть сейчас. Не было бы портретов. Возможно сохранился бы пейзаж или натюрморт, но человеческого образа мы бы не встретили. Получается, что если бы иконоклазм возобладал, мир сегодня выглядел бы совсем иначе.

* * *

В Византии в VIII веке возникло иконоборчество. Люди, которые поддержали эту идею, были против икон и обосновывали это сразу несколькими факторами.

Первое – икона противоречит второй заповеди: «Не сотвори себе кумира». Однако икона – это образ, мы вовсе не поклоняемся изображению, через икону мы обращаемся к святому.

Второй тезис иконоборцев – икона рукотворна, а значит она является идолом.

Третье – вокруг иконы возникало много суеверий. К сожалению, это правда. В то время люди лишь недавно отказались от язычества и могли воспринимать икону как источник суеверия. Впрочем, и сейчас люди порой окружают икону суевериями.

Эпоха иконоборчества длилась долго. Святой Иоанн Дамаскин много сделал для победы над иконоборчеством. Но на самом деле это может случиться и в нынешней сложной ситуации в мире.

«Духовная нива» – 2023, №4 (124). С. 5

2022-2024 © Cтудия дизайна «VoltStudio». Все права защищены