СОРОК МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ
Память Сорока мучеников издавна относилась к кругу наиболее чтимых праздников. Их мученический подвиг стал известен сразу после их кончины в 320 году. Тогда же составили повествования об их мучении.
Обстоятельства их подвига несколько десятилетий спустя подробно описали в своих речах (гомилиях) святители Василий Великий и Григорий Нисский. Позднее им посвятили свои сочинения преподобные Ефрем Сирин и Феодор Студит.
Исследователи полагают, что святые отцы пользовались не дошедшим до нас греческим источником. Согласно текстам отцов Церкви, все мученики были воинами. Хотя, по другим данным, некоторые из них не служили в войске, но в церковной традиции все они почитаются как святые воины. Написание имен мучеников несколько отличается в различных источниках, наиболее распространённый список такой: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий (Екдит), Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Леонтий, Мелитон, Аглай.
Мученики пострадали в городе Севастии, в Армении. За несколько лет до этого был издан указ императора Константина Великого о свободе исповедания веры, но, несмотря на это, в отдельных местах продолжались преследования христиан.
В римском отряде, стоявшем в Севастии, служили 40 воинов-христиан родом из Каппадокии. Военачальник Агриколай принуждал их принести жертву языческим богам, но воины отказывались. Тогда их арестовали и связанными повели к озеру, которое в это время года уже было покрыто льдом.
Воинов раздели и поставили в ледяную воду. На берегу для их соблазна была растоплена тёплая баня. Всю ночь замерзающие мученики мужественно переносили лютый мороз. Ободряя друг друга, воспевали песнопения Богу.
Один из воинов не выдержал страданий: выскочив из воды, он поспешил к бане, но на её пороге пал мёртвым. Глубокой ночью неземной свет озарил мучеников и на них сошли венцы.
Потрясённый этим чудом тюремный страж Аглай объявил себя христианином, сбросил одежду и присоединился к оставшимся 39 мученикам. Претерпев лютый холод, все мученики невредимыми дожили до утра, один из них, Евноик, даже терял сознание, но не вышел из озера.
Тогда мучители молотами перебили им голени и бросили в огонь. Потерявшего сознание Евноика к остальным воинам своими руками положила его мать. Кости мучеников сбросили в воду. Через три дня Севастийскому епископу Петру было видение всех Сорока мучеников, он нашёл их останки и похоронил.
Живописная традиция изображения мучеников Севастийских начала складываться в IV веке. О существовании их портретов упоминал святитель Василий Великий. Одно из первых сохранившихся изображений можно видеть в мозаиках церкви Санта-Мария Антиква в Риме, датируемых VII-VIII веками. Изображения мучеников помещаются в некоторых древних Псалтирях при иллюстрации 65 псалма.
В византийском и древнерусском искусстве был очень популярен другой тип изображения Севастийских святых – в сцене мучения на замерзающем озере, где они изображаются все вместе, обнажёнными, близко прижавшимися друг к другу, со скрещенными на груди руками, с неба на них сходят сорок мученических венцов. Жесты мучеников могут быть очень драматичны: одни, более сильные, поддерживают ослабевших, другие сосредоточены в молитве. В полном иконографическом варианте справа или слева изображается куполообразная баня, куда скрывается воин, не выдержавший испытания. Иногда, эта иконография дополняется изображением стражника Аглая, который присоединяется к 39 мученикам.
Русская Церковь восприняла от Византии традицию почитания подвига Севастийских мучеников. Их память празднуется 22 марта по новому стилю.
Священник Андрей Козырев
«Духовная нива» – 2023, №2 (122). С. 6
|