СЕЙ МОЙ БОГ, И ПРОСЛАВЛЮ ЕГО
С 27 ФЕВРАЛЯ ПО 15 АПРЕЛЯ – ВЕЛИКИЙ ПОСТ
В течение первых дней начальной седмицы Великого поста за повечерием поётся особенное последование – Великий канон преподобного Андрея Критского: это богослужение собирает нас в церковь уже первым вечером святой Четыредесятницы. Во время чтения, в тишине храма, мерцающие свечи выхватывают множество молящихся, которым, несомненно, знакомо чувство покаянного единства, поддерживаемое сдержанным пением хора: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя...»
Покаянный канон именуется Великим не только в силу своей обширности, как творения, но, главным образом, способностью рождать в наших сердцах глубокое внутреннее сокрушение и желание спасительного покаяния. Богоносный пастырь Критского острова приводит события ветхозаветной и новозаветной истории, которые тесно переплетены с образами добродетельной жизни праведников, и с примерами жизни, исполненной порока и «огня всякого бессловесного желания». Добродетель – для подражания, примеры жизни нечестивой – для предостережения, – наряду с примерами деятельного покаяния являются лейтмотивом Великого канона.
Начало творения преподобного несколько сурово: здесь, на примерах людей, живших под сенью закона, чувствуется прямолинейность ветхозаветной истории. В завершающей же части канона чувствуется приближение Евангелия – Царствия прощения и божественной Любви.
В четверг пятой седмицы Великого поста, – этот день именуется также Четвертком Великого канона – совершается особое последование утрени, за которым вновь, теперь уже полностью, прочитывается весь канон преподобного Андрея. В современной практике это богослужение совершается накануне Четвертка, то есть в среду вечером. Особенностью данного богослужения является чтение жития преподобной Марии Египетской (палестинской подвижницы, жившей в первой половине VI века), которое мы слышим на утрене. Вместе с Великим покаянным каноном преподобного Андрея, житие Марии составляет «ядро» этого уникального богослужения, которое по своей продолжительности именуется также «Марииным стоянием». Пример обращения преподобной Марии на путь добродетели, служит нам и по сей день действенным лекарством.
Преподобный Исаак Сирин говорил: «Плачущий о грехах своих – выше воскрешающего мертвых», а священномученик Пётр Дамаскин, писал: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих...»
Священник Роман Лазарев
«Духовная нива» – 2023, №2 (122). С. 1
|