ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ

Служба праздника Воздвижения Креста Господня имеет очень много особенностей. Первой отличительной чертой праздника является само событие, которое легло в его основание. В отличие от других праздников, оно произошло много позже тех священных событий, которые описаны в Евангелии.

Причиной установления этого праздника стало обретение царицей Еленой древа того самого Креста, на котором был распят Христос. Однако содержание текстов обращает внимание не столько на факте обретения Креста, сколько обращает мысленный взор на Пасху – на крестные страдания, смерть и воскресение Иисуса Христа. Поэтому некоторые песнопения напоминают песнопения служб Великого Пятка.

Ещё одной особенностью содержания праздничной службы является большое количество ветхозаветных прообразов Креста, крестной смерти и воскресения Спасителя, и собранные воедино они лучше всякого учебника объясняют и показывают направленность Ветхого Завета ко Христу.

Воздвижение относится к так называемым Господским двунадесятым праздникам. Это означает, что служба этого праздника не соединяется ни с какой другой службой, даже с воскресной, если праздник случится в воскресенье. Так, в этот день в изгнании скончался великий святитель Иоанн Златоуст, но память его не совершается ради праздника, а перенесена на другой день.

Существенная особенность утрени – Евангелие читается не на середине храма, как обычно в праздники, а в алтаре. В воскресные дни после прочтения очередного отрывка из Евангелия о воскресении Христовом, совершается целование Евангелия, и обычно бывает елеопомазание. В праздник же Воздвижения совершается поклонение Кресту и целование его, поэтому Евангелие не выносят.

Главной особенностью службы праздника является вынос Креста и поклонение ему. Там, где совершается чин воздвижения, происходит примерно то же, что происходило в те далекие времена в окрестностях Иерусалима: при огромном стечении народа для всех не было возможности подойти и приложиться ко Кресту, поэтому патриарх Макарий поднял Крест, чтобы всем было его видно (то есть совершил его воздвижение – по-славянски), народ совершал поклонение Кресту и молился: «Господи помилуй!» При общем поклонении Кресту поётся особый тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Этот тропарь подчеркивает неразрывную связь крестных страданий и воскресения Спасителя.

Чин воздвижения бывает не во всех храмах, а большей частью только в соборных. Там, где воздвижения не совершается, бывает только вынос Креста во время славословия, положение его на аналое посреди храма с пением тропаря праздника трижды, потом, опуская чин воздвижения, сразу поклонение, и поются стихиры на целование Креста.

На литургии в день праздника перед чтением отрывка из апостольских посланий поётся не Трисвятое, как обычно, а тропарь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...» Однако это совершенно не означает, что все в этот момент должны делать земные поклоны. Проще и лучше сделать положенные в этот момент литургии обычные поясные поклоны. По окончании Литургии, напротив, обычно все священнослужители выходят на середину храма, и с пением тропаря трижды кланяются до земли. Это единственный случай, когда полагаются земные поклоны в Господский двунадесятый праздник или воскресный день, да ещё и после причастия святых Христовых Таин.

Крест находится на середине храма до отдания праздника, чтобы все желающие могли в любое время приложиться к нему. В день отдания праздника после Литургии святой Крест заносится обратно в алтарь и полагается на своем месте.

Ради воспоминания крестных страданий Спасителя в этот день установлен пост: не принято есть мясо, молоко, яйца, рыбу, а только овощи и прочие растительные продукты.

Протоиерей Александр Орлов
«Духовная нива» – 2022, №3 (119). С. 4

2022-2024 © Cтудия дизайна «VoltStudio». Все права защищены