ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ
14 СЕНТЯБРЯ – НАЧАЛО ИНДИКТА
14 сентября по новому стилю (1 сентября по старому стилю) Церковь празднует начало индикта – церковного новолетия. Слово «индикт» кажется нам вполне понятным – это наш православный церковный новый год. Но более глубокое изучение этого вопроса приводит к пониманию сложности расчётов древней хронологии.
Слово «индикт» происходит от латинского «indico» (назначать цену, объявлять, оценивать) и связано с циклами сбора налогов в Римской империи. Вначале император Октавиан Август для даты сбора податей и начала нового индикта установил день своего рождения – 23 сентября. Около 462 года нашей эры начало индикта было перенесено на 1 сентября, но одновременно с этим в империи использовался и мартовский, привязанный к весеннему равноденствию индикт. Лишь в 537 году император Юстиниан I издал 47 новеллу и утвердил начало нового года в Римской империи 1 сентября.
Со временем понятие индикт стало ассоциироваться с понятием новолетие, но в официальных документах древности всегда указывался год индикта. Изначальной же точкой отсчета истории было взято сотворение мира. Восточная церковь приняла юстиниановское новолетие 1 сентября как начало церковного года. Ведь расположено оно между праздниками Успения и Рождества Божией Матери, завершая и начиная годовой цикл двунадесятых праздников, которые делают повседневную жизнь христианина как бы сопутствующей земной жизни Богородицы и Господа Иисуса Христа.
Русь, приняв христианство, восприняла и византийскую систему летоисчисления, но и тут не обошлось без сложностей. У нас так же, как и у древних римлян существовало два новолетия – осеннее (сентябрьское) и весеннее (мартовское). Так что наличие двух новолетий церковного и светского – явление гораздо более древнее, чем реформа летоисчисления Петра I, произведённая в 1700 году.
Христианство исторично и оперирует оно, как правило, не баснями и былинами, а фактами. В наше время история вообще, а христианская история в частности подвергается профанации. От режиссёров до математиков профаны атакуют человеческую историю, подвергая сомнению, в первую очередь, точность датировки, а затем и сами конкретные события и их смыслы.
Иисус Христос, читая в синагоге пророчество: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное...» указывал слушающим его иудеям на пророчество конкретного исторического лица, то есть пророка Исайи, который возвещал о конкретном историческом событии – времени пришествия в мир Спасителя, Рождество которого, в свою очередь, стало началом отсчёта новой эры.
Протоиерей Димитрий Шмелёв
«Духовная нива» – 2022, №3 (119). С. 1
|