Приступая к Таинству Исповеди, не всегда открываю все свои грехи, стыдясь их и надеясь, что в следующий раз покаюсь, это меня смущает. Освободит ли меня Господь от всей моей грязи?
Необходимо, в первую очередь, понимать смысл наших взаимоотношений с Богом в части нашего исцеления от грехов. Просто и убедительно об этом говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). Святая Православная Церковь признаёт, что нет греха человеческого, которого бы не могла омыть Кровь Господа Бога Спасителя нашего Иисуса Христа. Исповеданием грехов расторгается дружба с грехами. Ненависть к грехам – признак истинного покаяния, решимости вести жизнь добродетельную. Грешащего произвольно и намеренно, в надежде на покаяние, поражает неожиданная смерть, и не даётся ему времени, которое он предполагает посвятить добродетели. Один брат спросил преподобного Сисоя Великого: «Отец! Что мне делать? Я пал». Старец отвечал: «Восстань». Брат сказал ему: «Я восстал, и опять пал». Старец отвечал: «Опять восстань». Брат сказал: «Доколе же мне будет восставать и падать?» Сисой Великий отвечал: «Доколе ты будешь взят из этой жизни». Однако ж надо знать, что Бог дал покаяние единственно в помощь немощи нашей – отнюдь не для потачки греху. Дар Божий не должно употреблять во зло, должно обходиться с ним очень благоговейно, благоразумно, осторожно. Когда метут комнату, то не занимаются рассматриванием сору, а всё в кучу и вон. Так поступай и ты. Исповедуй свои грехи духовнику, да и только, а в рассмотрение их не входи. Такое рассмотрение сбивает с толку, приводит в расслабление и расстройство.
Сребролюбие есть одно из страстных состояний грешного человека. Но ведь и без денег прожить трудно, особенно, если есть о ком заботиться. Как разрешить такое противоречие?
Наша вера является критерием и мерой нашего духовного состояния. Оказывается, нет никакого противоречия в том, что сребролюбия следует избегать, при этом стремясь прокормить себя и своих близких. Поверим святым отцам в их суждении о сребролюбии. Например, вот что говорит преподобный Иоанн Лествичник, предугадывая ответ на ваш вопрос. Сребролюбие есть поклонение идолам, дщерь неверия, извинение себя своими немощами, предсказатель старости, предвозвестник голода, гадатель о бездождии. Сребролюбец есть хулитель Евангелия и добровольный отступник. Стяжавший любовь расточил деньги; а кто говорит, что имеет и то и другое, тот сам себя обманывает. Сребролюбец бывает милостив, пока собирает деньги; а как скоро накопил их, так и сжал руки. Видел я нищих деньгами, которые в сожительстве с нищими духом обогатились духовно и забыли первую свою нищету. Избавление от недуга сребролюбия заключено в стремлении приобрести свойство нестяжания. Сребролюбие есть и называется корень всем злым (1Тим. 6:10); и оно действительно таково, ибо производит ненависть, хищения, зависть, вражды, злопамятство, жестокость и убийства.
Как научиться любви к Богу, что об этом говорит Священное Писание?
Ответ на эти вопросы лежит в наставлениях святителя Игнатия (Брянчанинова) в его Азбуке духовной жизни. Люби Бога так, как Он заповедал любить Его, а не так, как думают любить самообольщённые мечтатели. Не сочиняй себе восторгов, не приводи в движение своих нервов, не разгорячай себя пламенем вещественным, пламенем крови твоей. Жертва благоприятная Богу – смирение, сокрушение духа. Гордость приводит нервы в движение, разгорячает кровь, возбуждает мечтательность, оживляет жизнь падения; смирение успокаивает нервы, укрощает движение крови, уничтожает мечтательность, умерщвляет жизнь падения, оживляет жизнь о Христе Иисусе. Хочешь научиться любви Божией? Удаляйся от всякого дела, слова, помышления, ощущения, воспрещённых Евангелием. Тщательно изучай заповедания Господа и старайся исполнить их самим делом, старайся обратить евангельские добродетели в навыки, в качества твои. Когда изгладится в тебе памятозлобие, тогда ты близок к любви. Когда сердце твоё осенится святым, благодатным миром ко всему человечеству, тогда ты при самых дверях любви. Но эти двери отверзаются одним только Духом Святым. Любовь к Богу есть дар Божий в человеке, приготовившем себя для принятия этого дара чистотой сердца, ума и тела. Любовь Божия доказывает человеку опытно своё присутствие в нём, и он доказывает свою любовь к Богу внимательною молитвою, не расхищаемою помышлениями о предметах и делах преходящего мира.
«Духовная нива» – 2022, №2 (118). С. 7
|