СОБОРОВАНИЕ
Соборование (или Елеосвящение) – таинство, установленное для врачевания болезней. В православном Катехизесе сказано: «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Священное Писание ясно указывает на то, что источником болезней является греховная природа человека.
Содержание Елеосвящения раскрывается в Новом Завете апостолом Иаковом: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).
В этом спасительном Таинстве человеку преподаётся врачующая благодать Святого Духа. Из слов апостола Иакова видно, что для получения исцеления необходимым условием является «молитва веры». Святые отцы говорят, что в Елеосвящении Господь отпускает забытые грехи. Традиционно совершают это таинство несколько священников, не обязательно семь, но может совершить и один священник.
Соборование совершается не только для больных людей, но для здоровых физически, так как все люди, к сожалению, поражены духовной болезнью – грехом. Подтверждения этого мы можем найти в трудах святителя Семеона Солунского: «Согрешив, мы приходим к божественным мужам и, принося покаяние, совершаем исповедь прегрешений; по повелению их мы приносим Богу святой елей во образ Его милосердия и сострадательности, в которых блистает божественный и тихий свет благодати: ибо и свет мы приносим. Когда же и молитва приносится, и елей освящается – помазуемые елеем обретают отпущение грехов, как блудница, которая помазала ноги Спасителя и от них прияла помазание на себя».
Протоиерей Александр Шмеман пишет о том, что во время Своей земной жизни Иисус Христос сначала прощал грехи людям, которым затем даровал исцеление, «подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении – на время! – его физического здоровья, а в изменении, поистине преложении его восприятия болезни, страданий и самой смерти... Цель Таинства в изменении самого понимания, самого принятия страданий и болезни, в принятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу».
Уже с древности (с IV века) известна практика совершения Елеосвящения не в доме у больного, а в храме. Позже на Западе Соборование стали воспринимать как «последнее помазание», совершая его исключительно над умирающими. Для такого мнения нет оснований, ведь целью Елеосвящения является исцеление человека, а не предсмертное напутствие. Известно, что соборование пришло к нам из Греческой Церкви. В XVII веке этот чин совершался в Великий Четверг и Великую Субботу. Один раз в году, после утрени Великого Четверга, совершалось общее Соборование и в Успенском соборе Московского кремля.
Вещество таинства Соборования – елей (масло). Елей в первые века христианства был важнейшим продуктом питания, а также одним из распространённых медицинских средств. В том же качестве он использовался и в ветхозаветную эпоху. Елей применялся при помазании на царское, священническое и пророческое служение. Например, прокажённые, исключавшиеся на время болезни из числа избранного народа, при выздоровлении принимали помазание от священника в знак обретения чистоты и возвращения в народ Божий.
Медицинское значение елей сохранял и в новозаветную эпоху. Именно елей, а также вино, описаны как врачебное средство в притче Иисуса Христа о милосердном самарянине: «Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым ... Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:30, 33-34).
Итак, с внешней стороны таинство Елеосвящения тесно связано с древней практикой врачевания ран и болезней при помощи помазания елеем. Но церковное таинство к этой практике отнюдь не сводится. Согласно Евангелию, апостолы, по повелению Христову, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13). Очевидно, что эти исцеления совершались не просто благодаря медицинским свойствам елея, но благодатью Божией, так как апостолы исцеляли силой и властью, полученными от Христа.
В пастырской практике встречаются случаи невозможности совершить над больным полный чин Елеосвящения – например, в больничной палате. В связи с этим Священный Синод благословляет совершение в таких случаях сокращённого чина. Данный краткий чин именуется: «Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору».
Соборование должно быть сопряжено и с участием в таинстве покаяния (исповедь) и святой Евхаристии (Причастие Тела и Крови Христовой). Тем самым надо постараться очистить себя от грехов покаянием, приняв елей врачующий, соприкоснувшись с Телом Христовым.
Священник Алексий Вареников
«Духовная нива» – 2022, №2 (118). С. 4
|