Смущаюсь нападками на Церковь, на священноначалие. Это явление всё более заполняет пространство интернета. Как в этом положении вести себя, вступать ли в полемику, вовсе не замечать ли, или как-то иначе?

Недоброжелателей и даже врагов у Церкви Православной было в избытке всегда. И всегда в любых условиях внешнего окружения Церковь оставалась той, которая одна несёт спасение. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своих письмах наставляет нас, какими следует быть в лоне Церкви. По обетованию Спасителя Церковь будет жить и совершать своё служение великое и спасительное до последнего дня жизни мира, а потому глас Церкви через её канонически правое священноначалие для нас – глас Божий. Ни одному, пусть кажущемуся достойной жизни, человеку, ни группе лиц единомысленных, ни снам, ни видениям, а Церкви – гласу Церкви – веру имеем. Церковь не может уйти в подполье, ведь тогда она перестанет быть для народа, чем быть должна. А потому ждать нам с вами решительного определения Святейшего и только так ориентировать народ. Ведь иначе мы можем впасть в грех страшный против Церкви: сами того не желая, организуем раскол. Да, безусловно, мир на последней скорости спешит к Страшному суду. Борьба зримая и очевидная, но борьба за души, а не за что другое. И не без нашего участия всё это происходит и теперь. И тем более, на последнем этапе, когда мы должны будем дать ответ: «Како веруем?» Вот наше оружие – любовь к Богу и Церкви. А хлеб ешьте, Бог его даёт миру; ешьте, пока его выдачу не связали с Вашим верованием. И наша задача – беречь Церковь от раскола и ересей. Дух Божий хранить надо, а это – радость, мир, любовь, воздержание и прочее – в Боге и по Богу. Только это не сгорит в последнем огне, и только это будет свидетельствовать о нашем искреннем сердечном выборе.

Слышал такие слова о земной жизни человека, будто земля это лишь временное пристанище наше, а главная жизнь – в вечности. Как постараться укрепить в себе такое мировоззрение?

Конечно же всё дело в нашей вере. Предметом веры во Христа является убеждение в бессмертии души, в необратимом пребывании личности человека пред Лицом Бога. Священное Предание святых отцов является той нивой духовной, которая и питает нас на пути спасения. Обращаемся к азбуке духовной жизни святителя Игнатия (Брянчанинова). Пророк назвал землю местом пришельствия своего (Пс. 110:54), а себя пришельцем и странником на ней. Убедимся, что мы – странники на земле. Только из этого убеждения мы можем сделать расчёт и распоряжение, безошибочные для земной жизни нашей; только из этого убеждения можем дать ей направление верное, употребить её на приобретение блаженной вечности, не на пустое и суетное, не на погубление себя. Странник остановится на пути в странноприимном доме, не обращает на этот дом особенного внимания. К чему внимание, когда он приютился в доме на кратчайшее время? Он довольствуется одним необходимым; старается не истратить денег, которые ему нужны на продолжение пути и на содержание в том великом городе, в который он шествует; недостатки и неудобства претерпевает великодушно, зная, что они – обстоятельства, которым подвергаются все путешественники, что нерушимое спокойствие ожидает его на том месте, куда он стремится. Не привязывается он сердцем ни к какому предмету в гостинице, как бы предмет не казался ему привлекательным. Не теряет он времени для посторонних занятий – ему нужно оно для совершения многотрудного путешествия. Постоянно углублён он в размышление о великолепной царской столице, в которую направился, о тех значительных препятствиях, которые должно преодолеть, о средствах, могущих облегчить его путешествие, о разбойничьих засадах, наветующих путь, о несчастной участи тех, которым не удалось совершить этот путь благополучно, о счастливейшем положении совершивших его с желанным успехом. Пробыв нужное время в гостинице, он благодарит хозяина за оказанное ему гостеприимство и, ушедши, забывает о гостинице или помнит о ней поверхностно, потому что хладно было к ней сердце его. Стяжём и мы такие отношения к земле. Не растратим безумно способностей души и тела; не принесём их в жертву суете и тлению. Охранимся от привязанностей к временному и вещественному, чтобы она не препятствовала нам приобрести исконно вечное и небесное. Охранимся от удовлетворения наших неудовлетворимых и ненасытных прихотей земных, от удовлетворения которых наше падение и достигнет страшных размеров.

«Духовная нива» – 2022, №1 (117). С. 7

2022-2024 © Cтудия дизайна «VoltStudio». Все права защищены