ПРАЗДНИК СВЕТА
До IV века Рождество Христово праздновалось одновременно с Крещением; тем самым они входили в величественное целое Святых Богоявлений; этим объясняется, что иконы Рождества и Крещения светятся сиянием «трисолнечного света». Прикровенное присутствие Пресвятой Троицы невидимо заливает всё своим светом, оправдывая наименования этих дней как «Праздников Света».
Крещение в Иорданских водах – это великое событие, ознаменованное явлением всех лиц Святой Троицы: Бога Сына, принимающего Таинство от Иоанна Предтечи, Святого Духа в образе голубя и Бога Отца, глас Которого засвидетельствовал неземную сущность Иисуса Христа. Поэтому изначально праздник, установленный в память Крещения, получил и второе наименование – Богоявление Господне.
На иконе мы видим, как осторожно касается Иоанн главы Сына Божия. Сомнения тревожат его душу: «...мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14). Но, подчиняясь высшей воле, Иоанн Предтеча совершает ему предначертанное Таинство.
От лучей Святого Духа небо сияет Божественным светом. Золотые нимбы святости окружают головы Христа, стоящего в реке Иордан, ангелов, протянувших к Нему покрытые убрусами руки, и Иоанна – Предтечи и Крестителя Господня. Белые блики света отражаются на уступах горок и зелёной глади реки. Радуется земля, жаждущая просвещения, свободы от рабства тления и смерти: «Паки Иисус мой очищается во Иордане, паче же очищает грехи наша». Резвятся в Иордане рыбки – это символ спасаемых душ человеческих. Мир духовный и мир земной, в образах склонённых ангелов и Иоанна Крестителя, смиренно приносят благодарность Спасителю, один из ангелов устремляет свой взор к небу, прислушиваясь к гласу Господню. Внимает Богу Отцу и Сам Христос, чуть приподняв вверх глаза. Слышит слова Отца и Иоанн Предтеча, обративший ладонь левой руки к небу. Водные стихии – прибежища змея-дьявола – содрогнулись перед раскрывшейся неземной тайной: Иордан в образе юноши обернулся к Иисусу в изумлении, море-женщина в ужасе убегает.
Событие на Иордане положило начало Таинству Крещения и одноименному великому празднику Церкви. Сложилось множество обрядов, были написаны священные тексты служб, которые нашли отражение в иконографии Крещения Господня. Согласно текстам из канонических книг, Иисус многие годы скрывал Свою Божественную природу и мессианское предназначение. После возвращения святого семейства из Египта, Он жил в городе Назарете как обычный человек. По древней традиции, унаследовал плотницкое мастерство от Своего попечителя и хранителя – праведного Иосифа Обручника. Этим нелёгким ремеслом Спаситель занимался до тридцати лет. И только по достижении этого возраста, Он был крещён и явлен народу Израиля как Сын Божий.
Некоторые обстоятельства крещения Христа в древности, да и теперь вызывали и вызывают целый ряд вопросов. Например, для чего миру пришлось ждать тридцать лет, чтобы Спаситель был объявлен как Мессия? Ответ очевиден: по обычаям Иудеи никому не дозволялось принять сан священника или учителя раньше тридцати лет. Другой вопрос: зачем Ему, источнику чистоты и святости, понадобилось креститься, как обычному человеку? Почему нельзя было начать служение, минуя обряд? Первый, кто испытал крайнее недоумение, услышав о желании Спасителя войти в Иордан, был сам Креститель. (Мф. 3:13-14). Чтобы убедить сомневающегося праведника, Иисус сказал: «...так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). О какой правде говорил Он? В первую очередь – это исполнение воли Бога Отца, пославшего Его на землю. Призывая к очищению через крещение, Иисус не мог не принять его. Ведь Он Сам всегда делал то, чего требовал от других. Великий богослов, святитель Иоанн Златоуст полагал, также, что словом «правда» Иисус подразумевал исполнение Закона, данного Богом ещё пророку Моисею. Того закона, который исказили последующие поколения еврейских учителей и книжников. Даже их первосвященники считали, что праведность предков (Авраама, Исаака и Иакова) позволяют им пренебрегать некоторыми добродетелями в собственной жизни. К ним обращены гневные слова Предтечи: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое древо, не приносящие доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф 3:10). Иисус Христос своим крещением, истребляя в людях «родство по плоти, вводит родство по вере».
Вопрошали ученики Спасителя и о значении обряда крещения. В беседах с Никодимом, тайным последователем Христова учения, Господь разъясняет: «...если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Однако, в очищении нуждалось не только человечество: после грехопадения прародителей Бог проклял и землю. Крещение же очистило и омыло от тления весь дольний мир, поскольку воды земные соединяются между собой.
Крещение Христа было предсказано задолго до его свершения. Начиная с апостольской эпохи, некоторые ветхозаветные события истолковываются в качестве его прообразов, как, например, великий потоп: «...подобное сему образу крещение, не плотской чистоты омытие, но обращение Богу доброй совести...» (1Петр. 3:20). То есть, воды потопа очистили землю от грешников, но пощадили семью праведника Ноя. Кроме того, согласно преданию, во времена Всемирного потопа на рыбу не распространилось Божие проклятие, и она свободно плавала в водах вместе с ковчегом. Образ рыбы со времён ранних христиан имел ряд важнейших значений. Во-первых, само слово «рыба» (ICHTHYS) рассматривалось как аббревиатура, то есть слово, имеющее символическую расшифровку. Начальные буквы считались как инициалы Господа: «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». И наконец, образ рыбы – символ души. В Евангелии Господь, призывая к служению апостолов, ловящих рыбу, обещает сделать их «ловцами человеков».
Вера в силу христианского крещения привела к убеждению, что оно может стать оправданием и спасением язычников. В Древней Руси христиане появились ещё в языческий период. Нет точных описаний обрядов крещения русичей в VIII-IX веках. Однако, известно: вершились они согласно правилам Восточной Церкви.
Завершающий взгляд на икону даёт ощущение радости: «Явился Спас, благодать и истина, во струях Иорданских и сущия во тьме и сени спящия просветил есть, ибо прииде и явися Свет Неприступный».
Священник Андрей Козырев
«Духовная нива» – 2022, №1 (117). С. 6
|