О БОГОЯВЛЕНИИ ГОСПОДНЕМ
«Опять Иисус мой, и опять таинство, – не таинство обманчивое и неблагообразное, не таинство языческого заблуждения и пиянства ... но таинство возвышенное и божественное, сообщающее нам горнюю светлость! Ибо святый день светов, до которого мы достигли, и который сподобились ныне праздновать, имеет началом крещение моего Христа, истинного света, просвещающего всякого человека, грядущего в мир» (Ин. 1:9).
Так возглашает святитель Григорий Богослов в своём слове на святые светы явлений Господних – на праздник Богоявления. Во времена ранней Церкви (до конца IV века) праздник Богоявления заключал в себя воспоминание о двух последовательно связанных между собою событиях – Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа от Девы, и Крещение Его Иоанном на Иордане.
Изначальное родство двух праздников сохранило и идентичность богослужебного строя: обоим дням предшествует навечерие – особое последование часов, называемых также «Царскими» (совершаются при открытых Царских вратах) и, по Уставу отдельное от часов, служение Божественной литургии святителя Василия Великого.
Последняя совершается вместе с вечерней, на которой читаются подобранные в соответствии с содержанием праздника паремии (фрагменты Священного Писания Ветхого Завета, в которых прообразовательно раскрывается главная тема празднуемого события).
Если Богоявление случается в воскресный день или понедельник, богослужебный строй меняется точно также, как и на Рождество в подобном случае: Великие (Царские) часы тогда совершаются отдельно в пятницу на утреннем богослужении. Смысловая связь между праздниками прослеживается во многих богослужебных текстах, проводится параллель между событиями Рождества и Крещения: «Земля освятися Рождеством Твоим, Слове, поведающим небесем звездою славу Твою. Ныне же водное естество благословися, Тебе плотию крещшуся, и род земнородных к первому взыде паки благородию» (Второй канон предпразднству Богоявления Господня, песнь 9).
В современном прочтении этот текст будет выглядеть так: «Земля освятилась Твоим святым Рождеством, Слове, когда небеса чрез звезду возвестили славу Твою. Ныне же, когда Ты крестился плотию, благословляется естество воды и род человеческий возвращается к первоначальному благородству».
Приведём здесь избранные мысли о данном событии вселенского учителя, славного Григория святителя, именуемого Церковью Богословом: «...чтобы поклонение Богу не ограничивалось одними горними, но были и долу некоторые поклонники, и все исполнилось славы Божией – для сего созидается человек, почтенный рукотворением и образом Божиим».
Далее, поскольку события Рождества, Крещения и, вместе с тем, Богоявления, являются вместе единым делом домостроительства нашего спасения, святитель говорит о причинах Пришествия в мир Господа и Спасителя: «Что же совершается? И какое великое о нас таинство? – Обновляются естества, и Бог делается человеком. <...> И Сын Божий благоволит стать и именоваться и сыном человеческим, не изменяя того, чем был (ибо сие неизменяемо), но, приняв то, чем не был (ибо Он человеколюбив), чтобы Невместимому сделаться вместимым, вступя в общение с нами чрез посредствующую плоть, как чрез завесу. Потому что рожденному и тленному естеству невозможно сносить чистого Его Божества. Для сего соединяется несоединимое; не только Бог – с рождением во времени, ум – с плотию, довременное – с временем, <...> бессмертное с тленным.
Поелику (так как) изобретатель греха (диавол) мечтал быть непобедимым, уловив нас надеждою обожения (здесь – о грехопадении Адама), то сам уловляется покровом плоти (то есть воплощением), чтобы, приразясь (стремительно приступив) как [некогда] к Адаму, сретить Бога. Так новый Адам (Господь наш Иисус Христос) спас ветхого, и снято осуждение с плоти, по умерщвлении смерти плотию! (чрез животворящие страдания Спасителя). <...>
А ныне, – восклицает святитель, другое Христово деяние, и другое таинство. Не могу удержать в себе удовольствия, и делаюсь вдохновенным. Почти как Иоанн благовествую; и, хотя я не предтеча, однако же из пустыни. Христос просвещается; озаримся с Ним и мы! Христос крещается; сойдем с Ним, чтобы с Ним и взойти! <...> Восходит Иисус от воды, ибо возносит с Собою весь мир, и видит разводящиеся небеса (Мк. 1:10) – небеса, которые Адам, для себя и для потомков своих, заключил также, как и рай пламенным оружием».
«Явльшуся Тебе телом, – воспевает канон праздника – освятися земля, воды благословишася, небо просветися, род же человеков горькаго мучительства вражия избавися». Мысленно наблюдая совершающееся дело нашего спасения, мы призываемся со страхом и трепетом совершать своё спасение. К этому нас призывает Церковь устами Иоанна Предтечи: «Глаголом Божественным ныне Предтеча из пустыни грядет ко Иордану, глаголя: покайтеся, приближися бо небесное Царство, призывая вся к славе Божией».
Крещение Иисуса от Иоанна во Иордане стало первым в истории человечества событием, когда были явлены все три Лица (Ипостаси) Святой Троицы: Господь плотью Своею погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошёл на Него, а глас Бога Отца свидетельствовал: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3:13-17). «И Дух – продолжает святитель Григорий – свидетельствует о Божестве (Сына), потому что приходит к равному; и глас с небес, потому что с неба Тот, о Ком свидетельство. И Дух яко голубь, потому что чествует тело (воздаёт почесть телу, которое воспринял на Себя Сын Божий), и оно по обожении – Бог; потому что телесно и вместе с тем издалека видимый голубь обык благовествовать прекращение потопа (то есть мы привыкли видеть в нём благовестника прекращения бедствий). <...> Почтим ныне Крещение Христово, и благочестно будем праздновать, не чрево пресыщая, но веселясь духовно. Измыйтеся, чисти будете (Ис. 1:16).
Если вы багряны от греха и не совсем кровавы, то убелитесь, как снег; если же червлены и совершенные мужи кровей, то придите по крайней мере в белизну волн.
Бог ничему так не радуется, как исправлению и спасению человека – для сего и всё слово, и всякое таинство. Да будете якоже светила в мире (Фил. 2:15) – живоносная сила для других людей, и совершенными светами представ великому Свету, да научитесь тайнам тамошнего световодства (тайнам Царствия Небесного), чище и яснее озаряемые Троицею, от Которой ныне прияли в малой мере один луч из единого Божества, во Христе Иисусе Господе нашем».
Священник Роман Лазарев
«Духовная нива» – 2022, №1 (117). С. 5
|