РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Иоанн Предтеча возвестил людям о скором пришествии в мир Спасителя – Сына Божия, Иисуса Христа. Это событие дало ему имя Предтечи. Вместе с тем его называют и Крестителем Господним, именно от него воплотившийся Сын Божий принял Крещение. Таково двойное призвание Иоанна – сына святого пророка Захарии и праведной Елисаветы.

Иоанн Предтеча, Креститель Господень, был последним пророком Ветхого Завета и пророком Нового Завета. Ему суждено было стать провозвестником, идущим впереди воплотившегося Сына Божия, возвещая о Нём людям.

К моменту рождения Иоанна Предтечи прошло более четырёхсот лет со времени кончины последнего ветхозаветного пророка Малахии. Рождение Иоанна Предтечи многие в Израиле связывали с началом новой эры в истории человечества.

О детстве Иоанна Предтечи ничего не известно. Он рано осиротел, ещё в младенчестве. Его отец Захария был убит, престарелая мать Елисавета умерла. Об Иоанне сообщается, что он «возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1:80).

Научные реконструкции жизни пророка связывают пребывание младенца Иоанна в пустыне у ессеев. Фарисеи, саддукеи и ессеи, упоминаемые в Евангелии, – три древнееврейские религиозно-философские школы. По религиозным взглядам, ессеи устранялись от участия в политической жизни, поэтому вождями еврейского народа были фарисеи и саддукеи. Ессеи жили в пустыне и принимали сирот на воспитание в свою общину, что даёт основания предположить, что особый образ жизни Иоанна был воспринят им в их среде.

Иоанн носил «одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих» и питался акридами и диким мёдом. Существует несколько вариантов истолкования слова «акриды»: большинство исследований связывают его с одним из видов саранчи, но в некоторых вариантах жития акридами называют дикие растения, произраставшие в пустыне. Такой образ жизни показывал желание святого полагаться только на Бога.

Самые ранние композиции «Рождества Иоанна Предтечи» дошли до нас с XI века. На изначальных иконах праведная Елизавета полулежит или сидит на высоком ложе: так в иконописи образно изображали рождество без страданий. Её фигура, как самая значимая в иконе, изображена крупнее других. Ей предстоят жёны с дарами, на первом плане – повивальная бабка и служанки, омывающие рождённого младенца в купели.

В правой части иконы обычно изображается Захария с дощечкой в руках, пишущий на ней имя своего сына. Хотя события рождества и наречения имени не совпадают по времени (имя нарекали во время обрезания младенца на восьмой день), они изображаются на одной иконе, потому что время в иконе – это не момент времени, не мгновение, как на картине. Икона показывает историю события в целом и его смысл. Захария сидит на ступенях высокой лестницы и пишет на дощечке имя «Иоанн», молчаливый диалог супругов выражает согласие на наречение имени.

Рождение сына, величайшего «из рожденных женами», – это вершина духовного служения Захарии. В иконе единство родителей подчеркнуто композиционно, их позами, цветами одежд, направленными друг на друга взглядами. Рождение ребёнка – всегда тайна, а рождение великого святого – это событие мистической значимости.

Икона «Рождества Иоанна Предтечи» наделена только присущей ей бытовой сценой с глубоким смыслом. В нижней части иконы повивальная бабка рукой проверяет льющуюся воду, насколько она горяча, и подходит ли для омовения новорожденного младенца. Казалось бы, несущественная деталь, относящаяся к повседневной жизни, но на иконе Рождества Иоанна Предтечи акцент на омовение предопределяет его дальнейшую миссию Крестителя народа и Самого Господа через омовение в водах Иордана.

Величайший святой своей жизнью, служением, подвигом, мученичеством достиг не просто святости, но обрёл естество равное ангельскому.

Священник Андрей Козырев
«Духовная нива» – 2023, №4 (124). С. 6

2022-2024 © Cтудия дизайна «VoltStudio». Все права защищены