ИЕРАРХИЧЕСКИЕ НАГРАДЫ

Наградную систему Русской Православной Церкви составляют две группы наград – богослужебно-иерархические награды и ордена, медали и грамоты. Награждение богослужебно-иерархическими наградами регулируется соответствующим положением, принятым на Архиерейском соборе 4 февраля 2011 года.

Заслуги священнослужителей Русской Православной Церкви поощряются разнообразными наградами, каждая из которых имеет свою историю и своё символическое значение. Система этих награждений достаточно сложна, так как возникали они в разное время, иногда при посредстве светской власти, изменяя, зачастую, свой первоначальный вид. Иерархия Православной Церкви состоит из трёх ступеней: диаконской, пресвитерской и епископской. Поэтому священнослужители могут быть поощрены только присущими своему иерархическому уровню наградами.

Богослужебно-иерархические награды служат для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя о достойном прохождении ими церковного служения.

Такими наградами являются: повышение в сане, элементы литургического облачения, отличия при совершении богослужений (преднесение креста, служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до определённого момента).

Награды клириков в форме служебных отличий определяют иерархическое место священнослужителя во время соборного богослужения. А вот при наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии.

Самая первая награда, которую может получить священник – право ношения набедренника. Это прямоугольный плат с изображением креста, который носится на ленте при бедре с правой стороны. Означает духовный меч слова Божия. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после хиротонии.

Затем следует право ношения камилавки – головного убора в виде расширяющегося кверху цилиндра, обтянутого материей фиолетового цвета. Надевается во время богослужения, а также во время официальных и торжественных мероприятий. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после предыдущей награды.

Следующая награда – право ношения наперсного креста золотого цвета (а наперсный иерейский крест серебряного цвета возлагается на пресвитера при рукоположении). Крест как символ спасения и искупления человека, знамение победы Христа над смертью и адом носится на персях (на груди). Надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке – поверх рясы. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через четыре года после награждения правом ношения камилавки.

Четвёртая награда – право ношения палицы. Она представляет собой матерчатый ромб, привешиваемый за один из острых углов и носимый на ленте у правого бедра исключительно во время богослужения (при этом набедренник носится слева). Награждение производится указом патриарха не ранее чем через пять лет после предшествующей награды. При этом родолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее пятнадцати лет.

Ещё одна награда, относящаяся к облачению, – право ношения наперсного креста с украшениями. Правила его ношения точно такие же, как и у обычного наперсного креста, а награждение производится указом патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения палицы. Ещё одно условие – продолжительность служения в священническом сане должна составлять не менее двадцати лет.

Шестая по счёту награда – возведение в сан протоиерея. В переводе с греческого – первый (старший) священник. Посвящение в протоиерея совершает архиерей через чин хиротесии. По новому положению, принятому в 2011 году, сан протоиерея может получить священник, прослуживший не менее двадцати пяти лет и только через пять лет после награждения правом ношения наперсного креста с украшениями. Ранее действовали другие правила и другой порядок, поэтому сейчас в Истринском благочинническом округе служат восемнадцать протоиереев и только у половины из них есть право ношения наперсного креста с украшениями.

Седьмая священническая награда – право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы...» Награждение производится указом патриарха не ранее чем через пять лет после возведения в сан протоиерея. Это опять же по новому положению. Из всех священнослужителей Истринского благочиннического округа только трое имеют эту награду. Это протоиереи Андрей Васильев, Вячеслав Коновалов и Александр Орлов.

Следующая награда тоже относится к богослужению – право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш...» Она тоже преподаётся указом патриарха, но не ранее чем через пять лет после предыдущей награды.

Девятая награда в списке – право ношения митры. С греческого языка это слово переводится как «головная повязка». Это головной убор сферообразной формы, богато украшенный золотым шитьём, бисером, драгоценными камнями. В центре и по бокам митры помещаются четыре миниатюрные иконы Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя, какого-либо святого или праздника, а наверху малая икона Святой Троицы или образ Серафима. Митра носится только во время богослужения.

Священник, получивший эту награду именуется митрофорный протоиерей. В истории Истринского благочиния единственным митрофорным протоиереем был Руф Поляков, отошедший ко Господу в ноябре 2012 года на 89 году жизни.

Награждение правом ношения митры производится указом патриарха за особые заслуги, но не ранее чем через пять лет после предшествующей награды. При этом продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее сорока лет, однако этот срок может быть сокращён в связи с назначением настоятелем кафедрального собора.

Последняя священническая награда – право ношения второго креста с украшениями. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения митры. Ещё условие – продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее пятидесяти лет.

Священник Владимир Поджидаев
«Духовная нива» – 2023, №4 (124). С. 4, 7

2022-2024 © Cтудия дизайна «VoltStudio». Все права защищены