АНТИПАСХА – «УВЕРЕНИЕ ФОМЫ»

Антипасха – вторая Неделя (воскресенье) после Светлого Христова Воскресения, которое именуется Пасхой. В этот день вспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение Фомы.

Название праздника для многих из нас может быть непонятным. Что значит Антипасха? «Антипасха» – греческое слово. С греческого приставка анти означает не «против» и не «вместо», а «подобно». Праздник, который подобен Воскресению Господню, с IV века служит завершением восьмидневных пасхальных торжеств.

Согласно свидетельству Евангелий, Христос по Воскресении несколько раз являлся близким и ученикам. О Его явлении, связанном с неверием и уверением апостола Фомы, упоминает только евангелист Иоанн. Он повествует, как вечером того дня, когда обретён был пустым Гроб Спасителя, апостолы все вместе заперлись в доме, боясь преследования властей – «страха ради иудейска». Посреди запертой горницы и явился им Воскресший Учитель, и они исполнились великой радости, а Он говорил с ними и наставлял их. Фома же, один из апостолов, по прозвищу Близнец, в тот вечер отсутствовал. Услышав рассказ других учеников о явлении Господа, он заявил, что не верит в это и не поверит до тех пор, пока не увидит ран от гвоздей и копья римского солдата и не вложит в них своих пальцев.

Прошло восемь дней, и Христос вновь явился в запертом доме, где был на сей раз и апостол Фома. «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим», – обратился Он к упрямому ученику. Выражение «Фома неверующий» стало нарицательным и обозначает недоверчивого слушателя.

«Ты поверил, – сказал Иисус Фоме, – потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». Последняя фраза Господа нашего Иисуса Христа – главная в этом рассказе. В этом вся суть христианства.

К «невидевшим и уверовавшим» обращены и древнерусские иконы, изображающие это событие. Они следуют канону, сложившемуся ещё в византийском искусстве и остававшемуся с тех пор в основных своих чертах неизменным. В рамках канона русским иконописцам удалось достичь замечательной выразительности, воплощая замысел с помощью гармонии линий и цвета. Одно из лучших произведений на повествование евангелия от Иоанна – икона «Уверение Фомы», написанная в 1500 году московским мастером, видимо, учеником великого Дионисия. Ей свойственно дионисиевская декоративность в построении архитектурных деталей, изысканность цветовых сочетаний (охристого, коричневого, розового, бирюзового, алого) и удивительная гармоническая целостность.

На фоне стройной золотистой башни с запертой дверью мы видим Господа, обнажившего Свои раны перед Фомой. Запертая дверь особо подчеркивается иконописцами как знак Божественной природы Спасителя, которая после Воскресения проявляется открыто; двери Ему теперь не нужны. Фома взирает на раны, низко склонившись, и линию его согбенной спины повторяет, усиливает ощущение тягостной неуверенности, изгиб закруглённой стены. В терпеливом ожидании стоят апостолы. И бесконечного милосердия и снисхождения полон спокойный лик Христа.

В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но вера возгорелась в нём ярким пламенем. Святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключён в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный копьями, отошёл ко Господу.

Пути веры различны у всех людей. Но есть один только путь для всех – быть ведомым Духом Святым к познанию Сына Божия и Отца Небесного. Все мы отчасти имеем слабую веру, а значит должны постоянно взращивать её в своих душах. Христос воскресе!

Священник Андрей Козырев
«Духовная нива» – 2023, №3 (123). С. 6

2022-2024 © Cтудия дизайна «VoltStudio». Все права защищены