ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

Суббота пятой седмицы Великого Поста имеет название субботы Акафиста, или Похвалы Пресвятой Богородицы. Богослужение этого дня не похоже ни на одно богослужение.

Относительно причин установления этого праздника нужно сказать, что они довольно сложные. В синаксаре этого дня отмечено, что празднование установлено в честь неоднократного избавления Константинополя от нашествий и арабов, и персов, и даже россов по молитвам Пресвятой Богородицы, Которая всегда считалась заступницей, особой покровительницей Константинополя. Однако, строение и содержание богослужения очень мало связано с какими бы то ни было военными победами и празднованиями по этому поводу.

Очень много в содержании богослужения посвящено Благовещению Пресвятой Богородицы. Называется – суббота Акафиста, читается Акафист Божией Матери, основная тема которого – Благовещение и Воплощение Сына Божия. Здесь нет противоречия, потому что Благовещение в древности мыслилось как Господский праздник, как день Воплощения.

Разрешение совершать полную литургию в день Благовещения относится лишь к VI веку. Возможно, установление этого праздника связано с тем, что праздник Благовещения переносился на воскресенье, а Суббота Акафиста являлась своего рода предпразднством. Но, конечно, заступничество Божией Матери и неоднократные чудесные избавления способствовали тому, что это празднование сохранялось и становилось всё более торжественным.

Как же устроено богослужение этого дня? В пятницу вечером в православных храмах совершается утреня субботы пятой седмицы Великого поста. На утрени поётся «Бог Господь» и затем запевается особенный тропарь этого дня. Указано петь его «косно», то есть медленно, не спеша:

«Поведенное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста Бесплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих, приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: Радуйся, Невесто Неневестная».

Богослужение этого дня устроено так, что в тех местах, где в обычных службах положены седальны, поётся Акафист, то есть пение неседальное, на котором нельзя сидеть. Таким образом, после 16-й кафизмы и малой ектеньи начинается чтение Акафиста. Про строение Акафиста сказано в Уставе так: «Тииже икосы суть по алфавиту, сиесть 24, и глаголятся от иерея во святом алтаре» – во святом алтаре полагается читать Акафист Пресвятой Богородице. У нас давно уже установилась практика, что для чтения его священнослужители выходят на середину храма.

Акафист состоит из 24 строф (12 кондаков и 12 икосов). Он разделен на 4 части. После 16 кафизмы поется лишь 1/4 часть Акафиста – 3 кондака и 3 икоса. Начинается пением начального кондака Акафиста «Взбранной Воеводе победительная», так сказано в Уставе: «И поем кондак насреди, – то есть на середине храма, – со сладкопением, косно» – то есть на витиеватую, красивую мелодию. Затем – 3 икоса и 3 кондака и снова поётся «Взбранной Воеводе» и священнослужители уходят обратно, в алтарь. Затем читается 17 кафизма, потом малая ектения. Снова отверзаются Царские Врата, священнослужители выходят на середину храма, опять поётся «Взбранной Воеводе» и 3 кондака, 3 икоса. И снова «Взбранной Воеводе», и священнослужители уходят в алтарь.

Затем после третьей песни канона точно такой же выход и после шестой песни канона четвёртая четверть Акафиста в обрамлении «Взбранной Воеводе». После чтения канона следует праздничное окончание утрени.

Пение акафистов стало для нас уже привычной частью богослужебной жизни. Совершаются и утрени с пением акафистов, и молебны с пением акафистов. Однако, в Уставе мы имеем единственный предусмотренный акафист, единственную форму соединения обычной службы с акафистом. Это соединение таково, что день этот становится совершенно незабываемым праздником, настолько торжественна и прекрасна Похвала Пресвятой Богородице.

Протоиерей Александр Орлов
«Духовная нива» – 2023, №2 (122). С. 4

2022-2024 © Cтудия дизайна «VoltStudio». Все права защищены