ИКОНОГРАФИЯ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Иконография Рождества Христова окончательно сформировалась в Византии к IX-X векам. Сложилось два варианта иконографии – сокращённый и расширенный.

Одной из самых известных икон, представляющих расширенную иконографию с подробным художественным рассказом обо всех событиях, связанных с Рождеством, является икона XII века, которая хранится в монастыре Святой Екатерины на Синае. Повествование разворачивается на фоне поднимающейся к небу гористой пустыни. «Небо мне показася днесь земля, на ней бо рождается Творец, в яслях восклоняется, в Вифлееме Иудейском» – поётся в седальне утрени Предпразднества Рождества.

На иконе земля поднимается вверх, полностью заполняет пространство, символизируя землю, которая стала небом. На землю спустились ангелы, и два их хора поют Славу Новорожденному Христу. Между их хорами, через вершину горы, спускается луч света и указывает на Младенца в яслях. Чёрная пещера, словно изрезана языками пламени, окружает Его. Такое изображение пещеры, согласно толкованиям святых отцов, можно воспринимать как образ падшего мира, в котором воссияло Солнце правды – Иисус Христос.

Богоматерь лежит на красном ложе как бы в основании горы и пещеры, в которой «воссиял Господь». Одним из ветхозаветных прообразов Пресвятой Богородицы является Куст Купины, в котором Бог явился Моиссею; куст горел, но не сгорал. Красное ложе – это символ огненной Божественной природы, которая соединилась в Рождестве с человеческой природой и не опалила её, так же как Неопалимую Купину. Куст Неопалимой Купины до сих пор растёт в том самом месте монастыря на горе Синай, где находится эта икона.

К Рождественской пещере, как к мистическому центру, волнами сходятся все остальные сцены, изображённые на иконе. По сторонам – история волхвов. Младенец Христос благословляет их двумя руками, подобно архиерею в храме. Справа вверху – «Благословение пастухам». С другой стороны, по диагонали, – «Сон Иосифа» – чудесное событие, предшествовавшее Рождеству, когда Иосив усомнился в чистоте Девы Марии. Его сомнения развевает Ангел, явившийся во сне.

В нижних клеммах – события, связанные с преследованиями Ирода. Слева праведная Елисавета, прячущаяся с младенцем Иоанном в чудесно расступившейся скале, рядом – «Бегство в Египет» Святого Семейства. Внизу – сцена «Избиения младенцев» с фигурой Ирода на троне.

Ниже по центральной оси, под Богоматерью и пещерой, размещена сцена «Омовение Младенца». Её дополняет редчайшая для Византии и иногда встречающаяся в поздней русской иконописи сцена «Несение купели», изображающей Соломию и Зелому, которым указывает путь юноша, видимо, сын Иосифа.

Когда Дева Мария почувствовала наступление родов, Иосиф пошёл искать повитуху. Когда он возвратился с двумя женщинами, Зеломой (Геломой) и Саломией, роды уже закончились. Дева Мария родила чудесным образом, безболезненно, сохранив девство. В пещере сиял такой свет, что пришедшие не могли вынести его. Зелома сразу уверовала в то, что Новорожденный – будущий Спаситель – Мессия, и восславила Бога. Саломия же не могла поверить в чудо и пожелала удостовериться в девственности Богородицы. Едва она коснулась Пресвятой Девы, как её рука отсохла. По внушению ангела Саломия протянула омертвевшую руку к Младенцу и исцелилась. Женщины, ставшие свидетельницами чудесного рождения, на иконах изображаются омывающими Младенца Господа Иисуса Христа.

В разных станах мира праздник Рождества сделался частью светской культуры и воспринимается как некий общий «день рождения». Многие даже не вспоминают, что в этот день на земле родился Сын Божий. Иконы и даны нам для понимания смысла праздника, ощущения чистой радости, что в мир пришёл Богочеловек, а не Человеко-Бог.

Священник Андрей Козырев
«Духовная нива» – 2023, №1 (121). С. 6

2022 © Cтудия дизайна «VoltStudio». Все права защищены