СВЯТОЙ АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ

13 декабря (30 ноября по старому стилю) поминается память святого апостола Андрея Первозванного.

Ещё в дореволюционный период нашей истории проповедь апостола Андрея на землях будущего государства Российского подвергалась сомнению не только в светской, но и церковной историографии. Указывалось, что сведения Несторовой летописи об установке креста на Киевских горах и его дальнейшего путешествия на север не находили подтверждения или прямо противоречили содержанию древнейших списков «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона и жития святых Бориса и Глеба.

Само направление движения в Рим через Киев к Валааму, затем через Балтийское море в Шотландию, затем опять на европейский континент через Балтийское море считалось не рациональным. Хотя нет ничего более не рационального как предъявлять требования рациональности к маршруту движения христианского миссионера, ведь его целью является не скорость, а проповедь.

В наше время появилась интересная книга – исследование греческого автора Георгия Александру «Воздвигший Крест во льдах». В ней автор наряду с традиционными для христианской историографии источниками исследует большое количество апокрифических писаний, национальных преданий, легенд. В этой работе география миссионерских путешествий апостола Андрея приобретает иной масштаб – от людоедов (антропофагов) Африки, где апостол одолел силу местного «бога» Амаейля, до древних государств Согдианы (Бухара и Самарканд).

«Как утверждает Епифаний, константинопольский монах-историк IX века, Андрей бывал севернее Китая, в земле скифов – массагетов и масаков (между Монголией, Казахстаном и Алтаем, откуда вышли современные болгары и турки), унгров и трохарийцев, а также Халбинских горах (Сибирь)» – пишет Георгий Александру.

Есть в его работе и ответы и на некоторые «Почему?» нашей древнейшей истории. Так автор упоминает народ «морских котиков», населявших берега Балтийского моря. Название не этническое, а профессиональное – они охотились на котиков и жили торговлей от своего промысла. Судя по всему Балтийские путешествия апостола Андрея, бывшего галилейского моряка, были связаны с этим народом.

Этот факт разъясняет некоторые загадки Киево-Печерского патерика, где в «сказании о святой чудотворной церкви Печерской, Успения Пресвятой Богородицы…» повествуется о двенадцати греческих зодчих, посланных Божией Матерью к преподобным Антонию и Феодосию Киево-Печерским строить главный храм их обители. В качестве единицы измерения, которой должен быть вымерен храм Пречистая указывает «для меры послала Я пояс Сына Моего, по Его же повелению...»

За несколько лет до прихода греческих мастеров в Киев этот пояс, богато украшенный пятьюдесятью гривнами золота принёс преподобному Антонию варяг Шимон, сын варяжского князя, проживавшего на Балтийских берегах. Принести пояс Христа на край античной Ойкумены мог лишь апостол.

Есть и менее легендарные свидетельства миссии апостола Андрея. Греческие авторы новой эры отмечают у скифов северного причерноморья обычай вешать на шеи своих лошадей кресты. Такой же обычай иностранцы отмечают у московитов эпохи Ивана Грозного.

Может быть всё это случайности. Но когда вы, садясь в такси, видите висящий на зеркале заднего вида крест, не торопитесь осуждать водителя, быть может это отголосок очень древней традиции, восходящий к апостолу, ставившему на путях своих странствий кресты и крест которого освящает ныне странствия нашего военно-морского флота.

Главным же подтверждением реальности апостольских трудов на землях будущего государства Российского является миссионерский путь Русской Православной Церкви, прошедшей по стопам апостола Андрея Первозванного не только на пространствах Евразии, но и проповедующей ныне на Африканском континенте.

Протоиерей Димитрий Шмелёв
«Духовная нива» – 2022, №4 (120). С. 5

2022 © Cтудия дизайна «VoltStudio». Все права защищены