ФИЛИППОВ ПОСТ
С 28 НОЯБРЯ ПО 6 ЯНВАРЯ – РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ

Двойное название поста объясняется просто: он начинается на следующий день после дня памяти апостола Филиппа, одного из двенадцати ближайших учеников Иисуса Христа, и заканчивается в канун великого праздника Рождества Христова. Эти два дня как бы обрамляют собой период поста, отсюда и его название.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века святой Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при Константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, – писал святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Рождественский пост – зимний, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова. Пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и воздержанием, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Таковы сорок дней ожидания Спасителя – время молитвы, посильного воздержания, конечно, многих искушений, как обычно бывает. Но скоро наступит ночь праздника, и зазвучит долгожданное: «Рождество Твое, Христе Божие наш, возсия мирови свет разума...»

Протоиерей Александр Орлов
«Духовная нива» – 2022, №4 (120). С. 1

2022-2024 © Cтудия дизайна «VoltStudio». Все права защищены