РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ

Характернейшей чертой церковного благочестия, является, несомненно, почитание Божией Матери. В православном богослужении, при всём богатстве и разнообразии его состава, едва ли можно указать какой-либо чин, хотя бы самый краткий и частный, в котором не было бы обращения к Богородице или с прославлением Её, или с молитвой о помощи или ходатайстве, или же с благодарением за такое ходатайство и помощь.

Почитание Богоматери имеет, бесспорно, прочную основу в предании Древней Вселенской Церкви. Верная своему исконному преданию, Православная Церковь воспевает Богоматерь, как «высшую всех тварей небесных и земных», «честнейшую Херувимов и славнейшую без сравнения Серафимов». Сообразно этому и предстательство Девы Марии по своему значению и силе выходит из ряда других предстательств.

Основанием к такому безграничному возвеличению Богоматери для нашей Церкви является отнюдь не одно, так сказать, внешнее, объективное служение Богоматери спасению рода человеческого, не только то, что Дева Мария стала Матерью по плоти Сына Божия. Этому чрезвычайному по высоте служению Божией Матери соответствовало и Её внутреннее достоинство, нравственное Её совершенство, высшая степень, предел святости, какая только доступна человеческому существу под воздействием благодати Божией. Таков, думается, внутренний смысл, устремление церковного учения о Богоматери.

С почитанием Пресвятой Богородицы и празднованием особых дней, посвящённых событиям земной жизни Божией Матери, неразрывно связан годовой богослужебный круг. Успением Приснодевы церковный год заканчивается, а Рождеством Богородицы – начинается.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – первый двунадесятый (от славянского «дванадесять» – двенадцать) православный праздник церковного года. Первый он и по хронологии событий новозаветной истории, и по церковному календарю, который начинается с сентября и потому называется в богослужебных песнопениях «началом нашего спасения».

Рождение Божией Матери явилось исполнением пророчеств о том, что вскоре придёт на землю Христос, Спаситель мира. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы ежегодно отмечается Церковью 21 сентября (8 сентября по старому стилю) и является непереходящим, то есть приходится всегда на один и тот же календарный день.

Из Евангелия мы знаем только основные, самые главные события жизни Богородицы: там не сказано ни об обстоятельствах Её рождения, ни о дальнейшей Её жизни. Эти подробности доносит до нас церковное предание, то есть древние сказания, церковно-исторические сочинения, а также гимнографическое богослужебное наследие.

Родителей Пресвятой Богородицы, Иоакима и Анну, Церковь называет «богоотцами». Иоаким был потомком царя Давида, Анна происходила из рода первосвященника Аарона. Они вели жизнь праведную и благочестивую. Предание говорит о том, что для себя они оставляли только третью часть доходов – остальное раздавали нуждающимся и жертвовали на храм.

Достигнув преклонных лет, супруги оставались бездетными. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием за грехи, и потому Иоаким и Анна терпели несправедливые обвинения в тайных грехах. Но они не отчаивались, а надеялись на милость Божию и верили, что Господь и в старости может послать им дитя.

Их молитва была услышана Господом. По преданию, Иоакиму в пустыне, а Анне в саду было явление Ангела с радостной вестью, что у них родится дочь. Оба тотчас же пошли в Иерусалим и встретились у Золотых ворот. В положенное время у них родилась дочь, Которую назвали Марией. Иоаким и Анна с радостью благодарили Господа и обещали посвятить своё чадо служению Богу. Дата Рождества Богородицы отстоит ровно на девять месяцев от даты православного праздника Зачатия святой Анны.

Священник Вадим Калямин
«Духовная нива» – 2022, №3 (119). С. 5

2022-2024 © Cтудия дизайна «VoltStudio». Все права защищены