ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ В ИКОНОГРАФИИ

Образ Богородицы занимает особое место в духовной традиции христианства. Церковь прославляет Деву Марию как «родившую спасение миру», «источник духа жизни», «избранную славу человечества», «христианам надежду», «райских дверей отверзение», «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим».

Неслучайно изображения Пресвятой в христианском искусстве отличаются разнообразием и своим количеством превосходят даже образ Спасителя. На Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа. Одна из первых церквей Киева – Десятинная, построенная при князе Владимире, была посвящена Богородице.

На Руси образ Девы Марии, возносящий заступнические молитвы к Христу, стал восприниматься как символ высшего покровительства Богородицы. Вера в заступничество Богородицы за человеческий род и всю Русь вызвала появление множества чудотворных икон Богородительницы, среди которых наибольшим почитанием пользовались образы Божией Матери Смоленской, Казанской, Иверской...

На большинстве икон лики Богородицы и Богомладенца изображены строго фронтально, либо в лёгком повороте, не соприкасаясь. Именно таким, как полагают, был образ Богоматери в Константинопольском храме Одигитрии, относимый преданием к евангелисту Луке. Одновременно появились такие варианты этого торжественного образа, в которых лики Богоматери и ласкающегося к Ней Сына сближены, Младенец касается Своей щекой лика Матери. Так возникли два основных иконографических типа изображений Богородицы.

Первый из них – с несоприкасающимися ликами – назвали Одигитрия и видели в нём список (копию) с легендарной иконы храма Одигитрии. На иконах подобной иконографии, чаще в варианте с прямоличным (анфас) изображением Богоматери и Младенца, встречалась надпись Одигитрия, указывающая, что данная икона является списком (вернее – списком со списка) с чудотворной иконы.

Второй иконографический тип назвали по-гречески Елеуса, в переводе на русский язык – Милостивая, Ласкающая или Умиление. В Х-ХII веках подобных изображений, отличающихся вариантами в деталях, создавалось великое множество; в каждом храме был образ Богородицы. Самыми яркими образами Елеусы стали Владимирская, Донская, Ярославская, Фёдоровская, Волоколамская, Гребневская...

Иконы типа Елеусы, как правило, поясные. В этой иконографии представлено соединение земного и небесного, выраженное сопряжением нимбов и взаимоприкосновением двух ликов – Божией Матери и Богомладенца. Это символическое изображение Христа и Церкви Христовой. Так как Божия Матерь являет нам пример полного обожения рождённого на земле от земных родителей человека, то есть конечную цель существования Церкви, то в богословии иконы именно Богородица символизирует Церковь Христову.

В русской иконографии «Умиление» стали создавать по определённой иконографической схеме, которая в греческом варианте называется «Гликофилиса» – «Сладкое лобзание». Это наиболее лиричный из всех типов иконографий, открывающий сокровенную сторону общения Матери Божией со Своим Сыном. Иконографическая схема включает две фигуры – Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. Бездну нежности и доверия между Богородительницей и Сыном открывает нам икона.

Есть особый тип Елеусы в котором по-новому раскрывается мистический аспект в прочтении образа Богородицы. На иконе «Не рыдай Мене, Мати» Пресвятая Богородица представлена Скорбящей, погруженной в молитвенную скорбь о распятом Христе.

Впервые икона Пресвятой Богородицы появилась в Благовещенском соборе Московского кремля в эпоху Иоанна IV Грозного. В XVI веке русские иконописцы стали использовать для композиций икон гравюры западных мастеров. Название образа было взято из текста 9-й песни Космы Маюмского, которая написана на Великую Субботу.

Икона представляет собой вертикальную композицию: Божий Сын – оплот вселенской Церкви и центральная фигура иконографии. Христос – Истина, на которую указывают все дополнительные элементы образа. Мессия не подвержен смерти, но намерен вскоре совершить пасхальное преображение.

На иконе обнажённое тело Спасителя представлено на фоне креста и наполовину погруженным в гроб, потому что смерть не забрала Сына Богородицы и складывает своё оружие перед всемогуществом Господа. Гроб и Спаситель отождествляются как Чаша Причастия. Его голова с открытыми глазами «падает» на грудь, а руки крест-накрест сложены у пояса в знак абсолютного смирения перед лицом Жертвы.

Опущенная голова Христа говорит о том, что Он сошёл в ад, разрушил врата подземного царства и освободил праведников, вечно преданных Небесному Отцу. За Его спиной Крест – символ цены, которой было совершено спасение человечества. Богородица обнимает Христа, нежно приникая к Его щеке. Мать оплакивает смерть Сына, с глубокой скорбью и состраданием заключает в объятия Его мертвенное тело. Богородица, оплакивающая кончину Сына, подчеркивает для верующих реальность человечности Христа. Мать Божия представлена в виде живого свидетеля мученических страданий Богочеловека.

Практически это модификация сюжета «Оплакивание», но иконографическая схема построена по принципу «Умиления» – только на иконе «Не рыдай Мене, Мати» Богородица прижимает к Себе не Маленького Иисуса, а взрослого, после его снятия со Креста.

Трагизм иконографии достигает необыкновенного накала – горе Матери безутешно, но, как и во всякой иконе, здесь есть весть о воскресении, она в названии иконы, которое построено на тексте страстного песнопения: «Не рыдай Мене, Мати во гробе зряща...» Обращение к Богородице идёт от имени победившего смерть Христа.

Само значение иконы «Не рыдай мене, Мати» заключается в искупительной крестной жертве, которая стала наивысшим проявлением любви Божества к человеку: «Ибо возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3:16).

Образ Пресвятой Богородицы близок народной душе, доступен, ему открывается сердце, через него раскрывается нам тайна и глубина богочеловеческих отношений.

Священник Андрей Козырев
«Духовная нива» – 2022, №2 (118). С. 6

2022 © Cтудия дизайна «VoltStudio». Все права защищены