ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ И ДУШЕВНОГО РАВНОВЕСИЯ
С 7 МАРТА ПО 23 АПРЕЛЯ – ВЕЛИКИЙ ПОСТ

В преддверии самого главного праздника в христианстве – Светлого Воскресения Христова идёт время испытаний и душевного очищения – период Великого поста. Традиции проведения богослужений в Великий пост отличаются от служб вне великопостного периода. Все службы направлены на очищение и сосредоточение на покаянии – отмаливаем грехи, которые мы совершили. Давайте более подробно рассмотрим, что такое пассия в Великий пост.

Пассия – одна из самых любимых народом служб. Она входит в сокровищницу молитвенного наследия вместе с Каноном Андрея Критского, Последованием Страстей Христовых и Марииным стоянием. Эти четыре минорные службы относятся к величию и радости Пасхи, как ключ к замку. Пасха была намного беднее, если бы не было этих печальных, проникновенных и умилительных служб, открывающих человеку глубину Любви Бога к Своему творению.

Последование пассии бывает четыре раза в год – по числу евангелистов: во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого поста. Как ясно из названия, на этих службах вспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования.

Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы – дня телесной смерти Господа.

«Слыша Пилат кроткия Твоя глаголы, аки достойнаго смерти предаде Тя на пропятие, аще и сам свидетельствоваше, яко ни единыя вины обрете в Тебе: руце убо свои умы, но сердце оскверни; мы же, чудящеся тайне вольнаго страдания Твоего, со умилением зовем: Иисусе, Сыне Божий и Сыне Девы, от сынов беззакония умученный; Иисусе, поруганный и обнаженный, даяй лепоту крином сельным и одеваяй небо облаки. Иисусе, насыщенный ранами, пятию хлебы пять тысящ насытивый; Иисусе, Царю всех, вместо дани любве и благодарения жестокия муки приемый. Иисусе, нас ради весь день язвленный, уврачуй язвы душ наших; Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем».

Также исполняется прекраснейшая стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой. Перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий…» Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста – сораспятии со Христом.

Особенно любимы русскими те службы, в которых народ молится вместе со священством рядом. Народ Божий не разделён преградой иконостаса, а един. Едиными устами и единым сердцем мы сливаемся в единое тело Церкви. Службы эти хороши не только единодушием церковного народа, но и тем, что это единое тело мощным движением устремляется к Богу.

Пассия – это слова страсти. Это служба в воспоминание Страстей Христовых. Казалось бы – как может возникнуть умиление или просветление от созерцания картин мучений Христа, Его душевных страданий, предательства друга, неправого суда или зверств римских воинов?

Что же происходит с сердцем христианина на пассии? Оно сжимается от жалости к Иисусу. Слова, бросаемые Спасителю в лицо первосвященниками, бьют в самое сердце. Оно вздрагивает, как от удара, от слов толпы, ревущей: «Распни!» Оно сокрушается, когда слышит о глумлении солдат над невинным человеком, от плевков, коленопреклонения и ударов палкой по голове.

Жалеть – значит быть рядом. Жалеть, значит разделить боль. Жалеть, в данном случае, – значит стать ближе ко Христу. Вера – видение себя рядом с Богом. Вера – такое состояние, когда Бог видится на расстоянии вытянутой руки. Как раз сердце, умилённое страданиями Христа становится нежнее и способно слышать тонкий голос неба.

У Бога времени нет. Он вечно рождается, Он вечно приносит Себя Отцу в жертву любви. Проекция этой прекрасной жертвы в наш мир, изуродованный злобой, проявляется как вечно (по земным меркам) длящееся Распятие. В этом Распятии продолжает принимать участие человечество.

В пречистые руки Христа сегодня вбиваются гвозди убийства, блуда, пьянства, жестокосердия и бесконечной лжи. Мы сами можем быть причиной капель крови стекающей с Его рук.

Апофеоз пассии – чтение одного из четырёх Евангелий. И мы, уже подготовленные Акафистом, находим себе место среди персонажей и удивляемся тому, что мы бессильны быть на той высоте, которая предполагает дружбу с Богом.

Не пойти на Канон Андрея Критского и пассию – обокрасть себя или выбросить из пасхального букета лучшую розу. Пасха красна теми мыслями, которые нас посетили на поклонах, теми слезами, что очистили наше сердце.

Русский народ любит эти службы, как любит земля весеннюю грозу. После бури ярче светит солнце, выше летают птицы, сильнее благоухают цветы и свежий воздух приносит радость. Так и буря Акафиста и Четвероевангелия приносит в наше сердце умиление и тонкую радость благодати.

Сердце знает это невообразимое чувство восторга жизни с Богом. На пассии Господь даёт понять, что такое радость Креста. Эта радость не земная. Она приходит с неба, и она – дар Бога. Эта та радость, которой мы будем жить в раю, это та радость, которая уже здесь ложится солнечным светом на наше сердце и приносит единственно возможное счастье.

Вопрос, что такое пассия в Великий пост, не требует специальных разъяснений и дополнительного определения важности этих богослужений для православных христиан. Такие службы настраивают людей на определённый лад и направляют на путь, необходимый для достижения истинного покаяния и очищения души от грешных и недобрых мыслей. Это столь же важно, как и очищение путём воздержания от пищи, а также является подготовительным мероприятием к Пасхе Христовой.

Молящиеся очищают душу и обретают спокойствие, приближаясь духовно к Господу. Претерпевая лишения и духовное воздержание, люди, следующие по пути Господа, приближаются и возносятся выше и ближе к Нему, тем самым не цепляясь за бренные нужды и осознавая всю важность мира и душевных ценностей, стараясь максимально искупить совершённое плохое в жизни и греховные действия и мысли.

Протоиерей Александр Орлов
«Духовная нива» – 2022, №2 (118). С. 1, 4

2022 © Cтудия дизайна «VoltStudio». Все права защищены