РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ВЕЧЕРНЯ

Последняя, самая важная служба навечерия Рождества Христова, – это рождественская вечерня. Под праздник Рождества Христова всенощное бдение начинается с великого повечерия, а вечерня, чтобы обеспечить ей самое торжественное совершение, соединяется с литургией святого Василия Великого. Этим верующие как бы переносятся к временам первохристианства, когда каждая литургия совершалась вечером или даже ночью.

После пения «Свете тихий» следует исключительно торжественное чтение рождественских паримий. Вместо обычных для праздничной вечерни трёх паримий в навечерие Рождества Христова их читается восемь. Чтение разделяется на три части, между которыми поются особые тропари, сопровождаемые стихами из псалмов.

Первым в службе идёт чтение стихов 1-13 1-й главы Книги Бытия. Это чтение было заимствовано из службы навечерия Пасхи. Так как Воскресение Христово является новым творением, служба начинается с чтения, повествующего о первом творении. Весьма уместно это и для Рождества: понятно, что Воскресение Христово было бы невозможно без Его воплощения, поэтому можно сказать, что новое творение началось с Рождества.

Второе чтение из Книги Чисел является уже непосредственным пророчеством о явлении Спасителя в мир – «Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля». Эти слова произнёс языческий маг Валаам, которого царь Моава Валак нанял, чтобы он проклял народ Израиля, когда тот шёл в землю обетованную. Но Валаам оказался не в силах произнести проклятия на народ Божий – его язык помимо его воли произносил вместо проклятий благословения и пророчества.

Третье чтение – пророчество о месте рождении Спасителя. Он должен был родиться обязательно в Вифлееме Иудейском на родине царя Давида. На это пророчество ссылаются «первосвященники и книжники народные» в Евангелии от Матфея, отвечая на вопрос Ирода о том, где должен родиться Христос. Очень важно, что в этом пророчестве говорится о том, что происхождение имеющего родиться в Вифлееме Мессии «из начала, от дней вечных», то есть Он более, чем просто человек.

Четвертое чтение открывает в службе ряд пророчеств Исаии. В данном пророчестве говорится о том, что от корня Иессеева произрастёт отрасль (или по-славянски «жезл»). «Корнем Иессеевым» называется род царя Давида по имени его отца Иессея, а «отраслью» – представитель этого рода, праведный царь, на котором, по словам пророка, «почиет Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия», и который «будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого».

Пятое чтение взято в службу, по всей видимости, из-за слов о том, что Бог «явился на земле и обращался между людьми», понимаемых как пророчество о Боговоплощении. Эти слова принадлежат книге пророка Варуха, но озаглавлены как чтение пророчества Иеремии имея в виду, что в книге пророка Варуха передано одно из пророчеств Иеремии.

Шестое чтение взято из книги пророка Даниила, который истолковал сон вавилонского царя Навуходоносора, увидевшего во сне, как некий истукан был разрушен камнем, оторвавшимся без действия рук человеческих от горы. По словам пророка, это означает, что настанет время, когда царства века сего, олицетворяемые этим истуканом, будут разрушены Богом, Который воздвигнет Своё вечное и неразрушимое Царство. Это пророчество можно понимать как подтверждение обетований Давиду, о котором говорилось в связи с пророчеством Исаии. В камне, сокрушившем царства века сего, можно усмотреть указание на Христа, а в том, камень оторвался от горы без помощи рук человеческих – на Его бессеменное зачатие, если в горе видеть Богородицу.

Седьмая паримия говорит о рождении чудесного младенца, которые именуется «Великого совета ангелом», «Чудным советником», «Отцом вечности», «Князем мира». «Ревность Господа Саваофа соделает это» – говорит пророк, имея в виду ревность о славе Имени Божия и благе Его народа.

Восьмое и последнее ветхозаветное чтение является, пожалуй, самым ярким. Оно содержит знаменитое пророчество «Се Дева примет во чреве», где имеющий родиться от Девы Сын именуется Эммануилом, что означает “С нами Бог”». Царь Иудеи Ахаз опасался того, что северное (Израильское) царство со столицей в Самарии в союзе с Сирией пойдёт войной на Иудею и свергнув его, посадит царём в Иерусалиме своего ставленника. Таким образом, дом Давидов пресечётся, а значит – не исполнится обетование Божие. На это Бог через пророка Исаию говорит, что этого не стоит опасаться, так как Бог не перестаёт быть милостивым к дому Давида. Знамением этой милости и является чудесный младенец – Эммануил: ради рождения Спасителя мира от семени Давидова Бог и не отнимает Своей милости от потомков Давида и всего народа Израиля.

В непосредственной исторической перспективе слова Исаии относились, по-видимому, к рождению у Ахаза сына – будущего праведного царя Езекии. Заканчивается паримия словами «С нами Бог! Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог!» Что бы ни замышляли противящиеся Богу и Его людям, рано или поздно это будет сокрушено, ибо Бог не оставляет Своих избранных, которые с благодарностью воспевают «С нами Бог!»

После третьей и шестой паримий поются тропари, по содержанию близко напоминающие тропарь празднику: «Рождество Твое, Христе Боже наш». В них так же, как и в тропаре, говорится о Христе как разумном Солнце правды, о небе, которое всем проповедало Христа. Пение их в промежутках между паримиями указывает на вселенский характер воплощения Христова, говорит о том, что, кроме книг пророков, Христа проповедовала и книга неба и земли, внимая которой пришли на поклонение Ему первые из язычников – волхвы.

Чтением книг Ветхого Завета за богослужением Церковь помогает нам понять, как готовилось наше спасение ещё до Рождества Христова, как в Ветхом Завете приготовлялся Новый Завет, и как затем в Новом Завете осуществилась
цель Ветхого.

Протоиерей Александр Орлов
«Духовная нива» – 2022, №1 (117). С. 8

2022 © Cтудия дизайна «VoltStudio». Все права защищены